Отдадут ли дороги частникам?

26.04.2018

В начале апреля парламент в первом чтении принял обновленный Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Среди прочего документ предусматривает возможность передачи автомобильных дорог «юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование». Эта новость уже наделала много шума: а не станут ли дороги после передачи частнику платными для проезда местных жителей? На этот и другие вопросы AUTO.TUT.BY ответил начальник главного управления автодорог Минтранса Александр Головнев.

«Плата будет взиматься с транзитных транспортных средств. Проезд граждан Республики Беларусь по дорогам у нас бесплатный. Будут альтернативные дороги, появятся платные участки дороги именно для всех. Те, кто захочет ехать более комфортно, более быстро добираться, смогут пользоваться платными участками дорог», — прокомментировал новый документ зампредседателя комиссии Палаты представителей Дмитрий Заблоцкий в интервью телеканалу ОНТ. Слова Дмитрия Заблоцкого вызвали ажиотаж среди белорусов, которые предположили, что теперь проезд по дорогам станет платным для всех жителей страны. Тут же в интернете появилась петиция «Запретить передачу государственных дорог частникам», под которой уже подписались около двух тысяч человек.

Итак, передавать дороги частникам действительно будут. Впервые об этом заговорили еще в 2015 году, когда был принят Закон «О государственно-частном партнерстве» (ГЧП). Согласно новому Закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», дороги могут быть переданы «юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование, для осуществления дорожной деятельности». Еще в 2015 году было определено, что один из пилотных проектов государственно-частного партнерства — реконструкция и содержание дороги из Гомеля до Калинковичей (участок трассы М10).

Частник придет на М10 уже в этом году
— ГЧП — это общая форма финансирования любой инфраструктуры строительства и развития. Вообще у нас существуют три вида финансирования: бюджетное (прямое), привлечение кредитных ресурсов и ГЧП (привлечение частных финансов), — напомнил начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Беларуси Александр Головнев. Последнее он считает одним из передовых рыночных методов финансирования. Эта методика давно применяется в мире, особенно в Европе: строительство детских садов, школ, мусороперерабатывающих заводов, дорог и мостов. У нас решили начать с трассы М10.

— Почему содержать дороги должны только госпредприятия? В Европе вообще нет ни одного госпредприятия, которое содержит дороги. Но не стоит забывать, что дорога все равно остается в собственности государства, никто ее передавать навсегда не будет, через 20 лет пользования ее возвратят государству, причем в отличном состоянии.

Со стороны Беларуси сейчас важно определить критерий бюджетной доступности — максимальную цену, которую государство может себе позволить привлечь от частного партнера, с учетом перспективного возврата на 20−25 лет.

Главное в реализации пилотного проекта — правильно его структурировать: рассчитать бизнес-модель, которая будет, с одной стороны, выгодна государству, а с другой — позволит частному партнеру найти свой интерес.

Так как для Беларуси этот проект ГЧП — первый, то для подготовки основы бизнес-модели через Европейский банк реконструкции и развития были привлечены международные консультанты, обладающие этим опытом.

— Сейчас мы завершаем подготовку комплекта тендерной документации, которая будет выставлена на международные торги для привлечения частного партнера. Думаю, это произойдет в первом полугодии текущего года.

Запланировано, что участок дороги Гомель-Калинковичи отдадут в пользование только одному партнеру — дробить дорогу на куски между разными частниками Минтранс не будет.